Здоровье-Веды     Бхутология      Энергетические паразиты        

Жизнь современного человека становится особенно сложной. Острым и болезненным является вопрос борьбы за существова­ние.  Во  всех  сферах жизни  существует  нездоровая  конкурен­ция.  Растет  безработица.  Вредные  привычки,  такие  как упот­ребление алкоголя, наркотиков, курение, разврат и т. д., приво­дят к нездоровому образу жизни и направляют человечество на порочный путь развития. Человек становится подвержен боль­шому физическому и умственному напряжению,  которое день ото дня растет и приводит к хроническому синдрому усталости.

Перенапряжены как мышцы, нервы, так и мозг человека. В ре­зультате  он  становится  не  способным  сконцентрировать  свое внимание  даже  на  том,  что  делает.  Современный  человек  не умеет  расслабляться  естественным  образом  и  прибегает  к лю­бым  способам,  независимо  от того,  разрушается  при  этом  его здоровье  или  нет.  Неправильное  питание,  неестественный  об­раз жизни, отсутствие гармонии в общении между людьми, ста­новятся причиной многих негативных эмоций, таких как обес­покоенность, страх, гнев, ненависть, жадность и зависть. Чтобы избавиться от этих эмоций человек почему-то употребляет алло­патические препараты, 99% из которых являются ядом и не ус­траняют причину болезни. Большинство болезней возникают от беспокойства ума,  потому их невозможно лечить химическими медикаментами, которые блокируют центральную нервную си­стему  и уменьшают сопротивление  организма,  ослабляя  и раз­рушая иммунитет.

Аюрведа —  это не просто медицина,  а, прежде всего,  целост­ная  система знаний,  которая поддерживает человека на высо­ком духовном,  моральном и физическом уровне.  Ее принципы дают  возможность  самостоятельно  побороть  свои  болезни.  Из­мените себя — и вы измените весь мир. Именно это дает возмож­ность понять ценность человеческой жизни и осознать зависи­мость возникновения болезней и страданий от качеств характе­ра человека.

Знание  законов  вселенной  и  духовной  сущности  человека может помочь каждому качественно изменить свое существова­ние.  Соблюдение  этикета  и  правильное  поведение,  естествен­ный образ жизни и профилактика болезней поможет стать сча­стливым в социальной среде, а развитие хороших и подчинение низших качеств человеческой природы разорвет причинно-след­ственную связь и приведет к долголетию, к гармонии как в об­щественной, так и семейной жизни.

Проблема  здоровья  человека  может рассматриваться  через призму понимания самой сути понятия здоровья.  В книге «Веди­ческие знания  о здоровье» приоритетным является  определение, данное в  этой  связи  Всемирной  организацией  здравоохранения (ВООЗ). В основе данного постулата лежит принцип глубокого един­ства физического, психического и социального здоровья.  Соглас­но определению ВООЗ, не отсутствие болезни, а состояние полно­го благополучия человека составляет сущность здоровья.

Древние ведические трактаты рассматривают счастье и бла­гополучие человека как состояние гармоничного взаимодействия личности  и  мира  вокруг него.  Эта идея  приобретает  все  боль­шую актуальность в наше время;  ее практическое применение составляет задачу многих естественных и социальных наук. Со­гласно ведической традиции, человеческое существо рассматри­вается как неотъемлемая часть вселенной и состоит из трех со­ставляющих: души (трансцендентной субстанции), тонкого тела (ума,  интеллекта,  ложного эго) и грубого тела (элементы земли, воды,  огня, воздуха и эфира).  Если первая составляющая явля­ется живой, то две другие — это мертвая материя, жизнедеятель­ность которой возможна исключительно благодаря присутствию в них души. Это подобно растению, которое питается благодаря поливке его корня.

Понятие «личность» ведическая литература связывает с духов­ной частицей (атмой — душой); она в полном смысле слова господ­ствует над материальной природой, а, следовательно, и ответствен­ность возлагается на нее. То, насколько здоровым является чело­век, целиком и полностью зависит от того, насколько его духовное состояние  распространяется  на психическое и физическое тело. То есть, если «дух» здоров, то и тело будет здоровым. Лишь осозна­ние своей истинной сущности может удовлетворить трансценден­тную душу, а правильное поведение личности во взаимодействии с другими живыми существами приводит к гармонии во взаимо­отношениях. Соответственно, естественный образ жизни базиру­ется  на гармонии  с силами материальной природы.  Ведические тексты говорят о необходимости  сбалансированного  взаимодей­ствия между человеком и природой как об основе гармоничной жизни. Вмешательство человека в естественную среду (как общее космическое проявление, так и микрокосмос) должно точно отве­чать знаменитому тезису Гиппократа «Не навреди».

Аюрведа составляет практическую часть ведических знаний, касающихся свойств материи и влияния природных явлений на эволюцию тела человека, его ум и чувства.  Счастье достигается путем освобождения человека от страданий трех видов: страда­ний от ума и тела,  от других живых существ и стихийных бед­ствий  (адхйатмика,  адхибхаутика,  адхидайвика).  Страдания имеют определенные причины, а именно: страх перед будущим, зависть к другим и присвоение того, что нам не принадлежит. И лекарствами от них являются определенные ограничения, пра­вила поведения,  принципы правильного понимания и взаимо­действия человека с другими живыми существами и материаль­ной природой. Пренебрежение этими правилами и принципами приводит к приобретению негативных качеств,  таких как гор­дыня, жадность, желание присваивать,  гнев,  нечистота,  страх, раздвоение  личности,  обман,  критика,  ненависть  и  т. п.,  которые и являются причинами разных болезней и несчастий, пре­следующих живое существо в этом материальном мире.

Современная наука о человеке с все большим уважением от­носится к так называемому «нетрадиционному» познанию,  кото­рое содержит, во многих случаях, более точный материал, чем ре­зультаты экспериментальных исследований.  Между ним и науч­ным познанием  существует  генетическая  связь.  Академическое изучение древних текстов может составить основу для полидисциплинарных исследований человека, его жизни и здоровья.

Аюрведой не перестают гордиться со времен Платона. Врачи древней Греции, например,  Ктезий  (около 400 гг. до н.э.) и Мегасфен  (300 гг. до н.э.)  на протяжении достаточно длительного времени жили и учились в Индии. Согласно Аристотелю, индий­ский мудрец, который работал в Афинах, упрекал Сократа, что тот учит искусству врачевания  и не  беспокоится  о том, чтобы обнаружить причину болезни.  Ведь смысл аюрведических мето­дов  в  большей  степени  состоит  в  определении  причины,  а  не симптоматики  болезней.

Всемирная организация здравоохранения (ВООЗ) призна­ет аюрведу одной из самых эффективных медицинских систем современности и высоко ценит ее вклад как системного знания в развитие профилактической медицины XXI века.

Вечно больным на заметку

Бхаг., 2.7.21

дханвантариш ча бхагаван свайам эва киртир

намна нринам пуру-руджам руджа ашу ханти

йагйе ча бхагам амритайур-ававарундха

айушйа-ведам анушастй аватирйа локе

В образе Дханвантари Господь своей олицетворенной славой мгновенно исцеляет вечно больных живых существ. Благодаря ему полубоги обрели долголетие. За это люди и полубоги вечно возносят хвалу Личности Бога. Он также взыскал свою долю жертвоприношений и заложил во вселенной основы медицинских знаний.

КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

Как сказано в начале «Шримад-Бхагаватам», все исходит из единого источника — Личности Бога. Из этого стиха явствует, что медицинские знания тоже были даны людям Верховным Господом, пришедшим в образе Дханвантари, и потому эти знания записаны в Ведах. Веды — источник всех знаний, поэтому в них содержатся также медицинские знания, позволяющие излечивать любые болезни живого существа. Болезни заложены в самой природе тела обусловленной души. Материальное тело — это символ болезней. У разных людей болезни могут быть разными, но никто не способен полностью избежать болезней, равно как и рождения, старости и смерти. Однако по милости Личности Бога человек может избавиться не только от болезней тела и ума, но и спасти душу, вырвавшись из заколдованного круга рождений и смертей. Одно из имен Господа — бхаваушадхи, что означает «Тот, кто излечивает от болезни материального существования».

КОММЕНТАРИЙ Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура:

Данный стих описывает Дханвантари. Господь Дханвантари – воплощение славы (свайм киртих). Исцелив людей от болезней, Он уподобил их бессмертным существам (амритайух). В той редакции «Бхагаватам», где значится авапа руддхам, эти слова значат следующее: Он принял долю подношений, ранее доставшуюся демонам. Он принял долю жертвенных даров, отнятую у демонов (ававарундха). Он дал миру Веду, которая учит здоровому образу жизни.


ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху:

Этот стих можно читать как мантру для лечения. Кто-нибудь из присутствующих болен? Давайте прочитаем все вместе:

дханвантариш ча бхагаван свайам эва киртир

намна нринам пуру-руджам руджа ашу ханти

йагйе ча бхагам амритайур-ававарундха

айушйа-ведам анушастй аватирйа локе

Господь Дханвантари исцеляет одной Своей славой. Благодаря Ему полубоги обрели долголетие. Как это стало возможным? Он принес им амриту. Основы медицинских знаний, которые Он заложил во вселенной – это Аюрведа, айушйа-ведам.


(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу «Бхакти-ваибхава», Днепр, 2010)