Жизнь современного человека становится особенно сложной. Острым и болезненным является вопрос борьбы за существование. Во всех сферах жизни существует нездоровая конкуренция. Растет безработица. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя, наркотиков, курение, разврат и т. д., приводят к нездоровому образу жизни и направляют человечество на порочный путь развития. Человек становится подвержен большому физическому и умственному напряжению, которое день ото дня растет и приводит к хроническому синдрому усталости.
Перенапряжены как мышцы, нервы, так и мозг человека. В результате он становится не способным сконцентрировать свое внимание даже на том, что делает. Современный человек не умеет расслабляться естественным образом и прибегает к любым способам, независимо от того, разрушается при этом его здоровье или нет. Неправильное питание, неестественный образ жизни, отсутствие гармонии в общении между людьми, становятся причиной многих негативных эмоций, таких как обеспокоенность, страх, гнев, ненависть, жадность и зависть. Чтобы избавиться от этих эмоций человек почему-то употребляет аллопатические препараты, 99% из которых являются ядом и не устраняют причину болезни. Большинство болезней возникают от беспокойства ума, потому их невозможно лечить химическими медикаментами, которые блокируют центральную нервную систему и уменьшают сопротивление организма, ослабляя и разрушая иммунитет.
Аюрведа – это не просто медицина, а, прежде всего, целостная система знаний, которая поддерживает человека на высоком духовном, моральном и физическом уровне. Ее принципы дают возможность самостоятельно побороть свои болезни. Измените себя – и вы измените весь мир. Именно это дает возможность понять ценность человеческой жизни и осознать зависимость возникновения болезней и страданий от качеств характера человека.
Знание законов вселенной и духовной сущности человека может помочь каждому качественно изменить свое существование. Соблюдение этикета и правильное поведение, естественный образ жизни и профилактика болезней поможет стать счастливым в социальной среде, а развитие хороших и подчинение низших качеств человеческой природы разорвет причинно-следственную связь и приведет к долголетию, к гармонии как в общественной, так и семейной жизни.
Проблема здоровья человека может рассматриваться через призму понимания самой сути понятия здоровья. В книге «Ведические знания о здоровье» приоритетным является определение, данное в этой связи Всемирной организацией здравоохранения (ВООЗ). В основе данного постулата лежит принцип глубокого единства физического, психического и социального здоровья. Согласно определению ВООЗ, не отсутствие болезни, а состояние полного благополучия человека составляет сущность здоровья.
Древние ведические трактаты рассматривают счастье и благополучие человека как состояние гармоничного взаимодействия личности и мира вокруг него. Эта идея приобретает все большую актуальность в наше время; ее практическое применение составляет задачу многих естественных и социальных наук. Согласно ведической традиции, человеческое существо рассматривается как неотъемлемая часть вселенной и состоит из трех составляющих: души (трансцендентной субстанции), тонкого тела (ума, интеллекта, ложного эго) и грубого тела (элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира). Если первая составляющая является живой, то две другие – это мертвая материя, жизнедеятельность которой возможна исключительно благодаря присутствию в них души. Это подобно растению, которое питается благодаря поливке его корня.
Понятие «личность» ведическая литература связывает с духовной частицей (атмой – душой); она в полном смысле слова господствует над материальной природой, а, следовательно, и ответственность возлагается на нее. То, насколько здоровым является человек, целиком и полностью зависит от того, насколько его духовное состояние распространяется на психическое и физическое тело. То есть, если «дух» здоров, то и тело будет здоровым. Лишь осознание своей истинной сущности может удовлетворить трансцендентную душу, а правильное поведение личности во взаимодействии с другими живыми существами приводит к гармонии во взаимоотношениях. Соответственно, естественный образ жизни базируется на гармонии с силами материальной природы. Ведические тексты говорят о необходимости сбалансированного взаимодействия между человеком и природой как об основе гармоничной жизни. Вмешательство человека в естественную среду (как общее космическое проявление, так и микрокосмос) должно точно отвечать знаменитому тезису Гиппократа «Не навреди».
Аюрведа составляет практическую часть ведических знаний, касающихся свойств материи и влияния природных явлений на эволюцию тела человека, его ум и чувства. Счастье достигается путем освобождения человека от страданий трех видов: страданий от ума и тела, от других живых существ и стихийных бедствий (адхйатмика, адхибхаутика, адхидайвика). Страдания имеют определенные причины, а именно: страх перед будущим, зависть к другим и присвоение того, что нам не принадлежит. И лекарствами от них являются определенные ограничения, правила поведения, принципы правильного понимания и взаимодействия человека с другими живыми существами и материальной природой. Пренебрежение этими правилами и принципами приводит к приобретению негативных качеств, таких как гордыня, жадность, желание присваивать, гнев, нечистота, страх, раздвоение личности, обман, критика, ненависть и т. п., которые и являются причинами разных болезней и несчастий, преследующих живое существо в этом материальном мире.
Современная наука о человеке с все большим уважением относится к так называемому «нетрадиционному» познанию, которое содержит, во многих случаях, более точный материал, чем результаты экспериментальных исследований. Между ним и научным познанием существует генетическая связь. Академическое изучение древних текстов может составить основу для полидисциплинарных исследований человека, его жизни и здоровья.
Аюрведой не перестают гордиться со времен Платона. Врачи древней Греции, например, Ктезий (около 400 гг. до н.э.) и Мегасфен (300 гг. до н.э.) на протяжении достаточно длительного времени жили и учились в Индии. Согласно Аристотелю, индийский мудрец, который работал в Афинах, упрекал Сократа, что тот учит искусству врачевания и не беспокоится о том, чтобы обнаружить причину болезни. Ведь смысл аюрведических методов в большей степени состоит в определении причины, а не симптоматики болезней.
Всемирная организация здравоохранения (ВООЗ) признает аюрведу одной из самых эффективных медицинских систем современности и высоко ценит ее вклад как системного знания в развитие профилактической медицины XXI века.
Вечно больным на заметку
Бхаг., 2.7.21
дханвантариш ча бхагаван свайам эва киртир
намна нринам пуру-руджам руджа ашу ханти
йагйе ча бхагам амритайур-ававарундха
айушйа-ведам анушастй аватирйа локе
В образе Дханвантари Господь своей олицетворенной славой мгновенно исцеляет вечно больных живых существ. Благодаря ему полубоги обрели долголетие. За это люди и полубоги вечно возносят хвалу Личности Бога. Он также взыскал свою долю жертвоприношений и заложил во вселенной основы медицинских знаний.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Как сказано в начале «Шримад-Бхагаватам», все исходит из единого источника — Личности Бога. Из этого стиха явствует, что медицинские знания тоже были даны людям Верховным Господом, пришедшим в образе Дханвантари, и потому эти знания записаны в Ведах. Веды — источник всех знаний, поэтому в них содержатся также медицинские знания, позволяющие излечивать любые болезни живого существа. Болезни заложены в самой природе тела обусловленной души. Материальное тело — это символ болезней. У разных людей болезни могут быть разными, но никто не способен полностью избежать болезней, равно как и рождения, старости и смерти. Однако по милости Личности Бога человек может избавиться не только от болезней тела и ума, но и спасти душу, вырвавшись из заколдованного круга рождений и смертей. Одно из имен Господа — бхаваушадхи, что означает «Тот, кто излечивает от болезни материального существования».
КОММЕНТАРИЙ Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура:
Данный стих описывает Дханвантари. Господь Дханвантари – воплощение славы (свайм киртих). Исцелив людей от болезней, Он уподобил их бессмертным существам (амритайух). В той редакции «Бхагаватам», где значится авапа руддхам, эти слова значат следующее: Он принял долю подношений, ранее доставшуюся демонам. Он принял долю жертвенных даров, отнятую у демонов (ававарундха). Он дал миру Веду, которая учит здоровому образу жизни.
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху:
Этот стих можно читать как мантру для лечения. Кто-нибудь из присутствующих болен? Давайте прочитаем все вместе:
дханвантариш ча бхагаван свайам эва киртир
намна нринам пуру-руджам руджа ашу ханти
йагйе ча бхагам амритайур-ававарундха
айушйа-ведам анушастй аватирйа локе
Господь Дханвантари исцеляет одной Своей славой. Благодаря Ему полубоги обрели долголетие. Как это стало возможным? Он принес им амриту. Основы медицинских знаний, которые Он заложил во вселенной – это Аюрведа, айушйа-ведам.
(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу «Бхакти-ваибхава», Днепр, 2010)
Профилактика для зубов
По мимо того, что мы чистим зубы, для профилактики здоровья зубов нужно делать полоскание рта солью. Соль вытягивает все плохое что накапливается в зубах и таким образом можно защитить свои зубы от кариеса. Еще, очень важно после еды полоскать рот водой от остатков пищи. Рекомендуется полоскать не меньше 3-х раз.
Если уж вы запустили свои зубы до кариеса, то Вам следует обратиться к стоматологу. Цена на стоматологические услуги в Киеве доступны каждому. Хорошая стоматология elma.net.ua в Киеве на Позняках.