ПОВТОРЕНИЕ / ВОСПЕВАНИЕ СВЯТЫХ ИМЕН БОГА
По своей природе люди очень разные и проживают в различных условиях, поэтому Бог приходит на различные территории Земли под разными именами, имея различные формы и совершающие соответствующие деяния. Все понимают, что Бог — один, то зачем же Ему столько имён? Особенность Всевышнего в том, что каким бы именем Его не называли, каждое Его имя обладает могуществом очищать от материальной скверны и духовно просветлять.
Практика повторения/воспевания Святых Имен Бога подтверждается многими священными писаниями:
Тот, кто повторяет Моё трансцендентное имя, постоянно общается со Мной. И Я могу честно признаться тебе, что такой преданный с лёгкостью обретает Меня [Ади-пурана]
В этот век вражды и лицемерия спасение обретают только те, кто повторяет святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути [Брихан-нарадия-пурана, 38.126]
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется [К римлянам 10.13]
Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и Землю [Псалтирь, 123.8]
Помоги нам, Боже, спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего [Псалтирь, 78.9]
И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся [Деяния, 2.21]
Славьте Господа, призывайте Имя Его; возвещайте в народах дела Его [Пс. 104:1]
Христос, уча Своих учеников молитве, прославлял святое имя Бога: «О Отец, Сущий на Небесах, да святится Имя Твое» [Мф. 6:9]
Призывайте Аллаха или Милосердного, как бы вы ни звали. У Него самые лучшие имена [С.17.110]
Все, кто искренне взывает к Моему имени, достигнет Меня после смерти, и Я возьму того в рай [Заветы Амиды Будды]
Веды, индуизм, христианство, ислам и буддизм говорят – нужно повторять имена Бога. Служа Богу словом, мыслью и делами можно связываться с Ним и помнить о Нем постоянно. Наделенное безграничной энергией, Имя Бога очищает сознание человека, так как происходит процесс физической и психической трансформации. Лучше всего повторять имена Бога осознанно и с чувством привязанности к Нему. Ученые утверждают, что звуковая вибрация имеет огромную силу. Вибрации, вызванные воспеванием имени Бога, могут очищают сердца и души людей, удаляют всю невидимую грязь, накопившуюся в их уме за многие жизни.
Энергия, рожденная произнесением имен Бога, накладывает на всю нервную систему человека вибрацию, которая вносит ритм, гармонию и равновесие. Когда нервная система находится в таком гармоничном состоянии, дыхание также становится ритмичным, а ум пребывает в спокойном состоянии. Именно в этом умиротворенном состоянии ума можно уловить отблеск божественного сознания, пережить Единство и высшую радость Вечного. Божественное имя – это великая сила, способная преодолеть все разрушительные силы в человеческом организме, сделать его чистым и готовым для восприятия истины.
Ади-пурана о повторении Святых Имен
Воспевание святого Имени – это обет, которому нет равных.
Нет ничего, что давало бы более высокий результат, чем воспевание святого Имени.
Нет медитации, которая хоть сколько-нибудь по совершенству приближалась бы к воспеванию святого Имени.
Воспевание святых Имен Бога настолько велико, что оно является высшим благочестивым действием, высшим актом благотворительности и высшим прибежищем.
Нет аскезы, равной этому воспеванию, и нет силы, превосходящей могущество святого Имени.
Воспевание является высшим путем освобождения; оно дарует мир и вечную жизнь (освобождение из колеса самсары и возвращение в духовный мир).
Даже слова Вед не обладают достаточной силой, чтобы описать могущество святого Имени.
Могущество святых Имен Бога
Святые Имена освобождают душу от бремени греха и даруют ей любовь к Богу – дар, который нельзя обрести никаким аскетизмом или благочестивой деятельностью. Повторение/воспевание Святого Имени Господа смывает с человека столько грехов, сколько он даже не способен совершить физически.
Святое имя Господа, даже произнесенное в отчаянии или случайно, избавляет от всех последствий греховной жизни, подобно тому как львиный рык прогоняет маленьких зверьков [Гаруда-пураны]
Ничто не сравнится с тем благом, которое приносит повторение святого Имени [Шримад-Бхагаватам 6.2.9-12]
Сердце человека, который день и ночь воспевает святое имя Господа, чисто, даже если он успел совершить множество тяжких грехов. Более того, он очищает от материальной скверны весь свой род [Брахманда-пуранa]
Если человек вспоминает о Боге или произносит Его святые Имена, все его телесные и умственные недуги уходят навсегда [Сканда-пурана]
Даже самые материалистичные, потерявшие рассудок, неблагочестивые, лишенные знания, целомудрия и прочих добродетелей люди с легкостью достигают высшего духовного предназначения, предавшись Господу Вишну и с любовью призывая Его святое имя» [Падма-пуранa]
Люди, совершившие в прошлом множество грехов, но воспевающие ныне святое Имя Господа, отправляются в предвечную обитель Господа Вишну» [Нанди-пуранa]
Страшась настигающей его смерти, человек без сил опускается на постель. Голос его содрогается, и он вряд ли осознает, что говорит, но если он найдет в себе силы хоть раз произнести святое имя Верховного Господа, он будет освобожден от последствий своих греховных поступков и достигнет высшего предназначения. Но даже зная об этом, люди века Кали (нашей эпохи) пренебрегают поклонением Верховному Господу [Шримад-Бхагаватам 12.3.44]
Воспевая святые имена Господа Вишну, человек достигает такого блага, которого не дарует даже многократное посещение священных мест паломничества [Вамана-пуранa]
Воспевание святых имен Господа Вишну устраняет все несчастья материальной жизни, одолевает врагов и является неиссякаемым источником духовного знания [Сканда-пуранa]
Воспевание святого имени Господа Хари излечивает все телесные болезни, устраняет все препятствия на пути человека и спасает его от всех бед [Брихад Вишну-пуранa]
Хотя Кали-юга полна всевозможных пороков, у нее все же есть одно достоинство: просто повторяя Харе Кришна маха-мантру, обусловленная душа может избавиться от оков материального бытия и вознестись в духовное царство [Шримад-Бхагаватам 12.3.51]
Даже если человек произнесет Святое Имя неосознанно, имея в виду что-то другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренебрежением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов. Это единодушно признают все знатоки священных писаний [Шримад-Бхагаватам 6.2.14]
Результаты духовной практики, которые в Сатья-йугу обретались медитацией на Господа Вишну, в Трета-йугу – совершением пышных жертвоприношений, и в Двапара-йугу – служением лотосным стопам Господа, в Кали-йугу (нашу эпоху) достигаются просто с помощью воспевания маха-мантры Харе Кришна.
Ведическая литература называет одну мантру маха-мантрой (великой мантрой). В «Кали-сантарана-упанишаде» говорится, что шестнадцать слов, составляющих ее – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – особенно рекомендуется в Кали-югу, век раздоров, тревог и лицемерия, в который мы живем.
Имя Кришна означает «всепривлекающий», Рама – «всерадующий», а Харе – это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, маха-мантра означает: «О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу, позволь мне преданно служить Тебе».
Господь очень милостив, Он вложил в Свое Имя всю свою силу и могущество, все Свои энергии, именно поэтому воспевание Его Имен является высшей духовной практикой, самым сильным и универсальным очищающим средством.
Господа в разных религиях называют разными именами, и каждое Его Имя указывает на то или иное качество Бога. В христианстве мы встречаем такие имена Господа как, например, Бог Живой (Иегова), Тот, кто Есть, Сущий (Яхве), Господь Воинств (Саваоф), Могущественный, Всевышний (Элохим) и другие, менее известные. У мусульман главное имя Бога – Единый Господь (Аллах), и есть еще 99 описательных имен. В других религиях также используются различные титулы Богов, которые переводятся как Единый, Сияющий, Владыка, Справедливый, Крепкий, Проявленный, Победоносный, Лечащий… В буддизме прославляют Бога, который приходил на Землю 2500 лет назад как Будда. В индуизме широко известны такие имена Верховного Господа, как Всевышний, Вездесущий (Вишну), Всепривлекающий (Кришна), Всерадующий (Рама) и Устраняющий иллюзию (Хари) или Внутреннюю Энергию Божественной Любви (Харе – звательная форма от Хари). Верховный Господь один и только один и может проявлять себя в разных формах и под разными Именами, где Его каждое Имя указывает на одно из множества Его божественных качеств.
В христианстве лучшей молитвой для повторения будет: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного“.
Воспевание имён Бога пробуждает в человеке все его скрытые силы, очищая как собственное сердце и окружающую среду.
Молитвы и мантры
Очень сильной молитвой в христианстве считается “Отче наш”. Есть несколько вариантов перевода, вот самый простой для понимания:
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое;
Да придет Царствие Твое; Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь!
В этой молитве говорится о прославлении Имени Бога, но, к сожалению, не упоминается, и даже несмотря на это, молитва обладает большой силой потому, что вы обращаетесь к Богу.
Тем, кому нравится совместное воспевание имен Бога (киртан) под музыку, то есть маха-мантра, в которой повторяются всего три слова, в общей сложности 16 раз, и все три слова – имена Бога: Кришна, Рама и Хари. Эта мантра содержит исключительно имена Бога, и по эффективности превосходит все остальные мантры и молитвы.
Во всей ведической литературе не найти религиозного метода для эпохи Кали более возвышенного, чем повторение Харе Кришна маха-мантры [Кали-сантарана Упанишад]
Да славится исполненное блаженства Святое Имя Шри Кришны, побуждающее преданных оставить религиозные условности, медитацию и храмовое поклонение. Если живое существо хотя бы однажды произнесет Святое Имя, оно обретет освобождение. Святое Имя Кришны – божественный нектар; оно – моя жизнь и единственное сокровище [Чайтанйа-Чаритамрита, Антья-лила 4.71]
Благо, которое приносит троекратное повторение тысячи Святых Имен Вишну, можно обрести, повторив имя Кришны всего лишь один раз [Брихад-Бхагаватамрта 1.9]
В вайшнавских священных писаниях упоминается, что если человек в момент смерти помнит о Боге и произносит Его Святое Имя, он обязательно возвращается в духовный мир к Богу. Но как правило, в момент смерти он думает о другом, о том, что он привык думать всю жизнь, о чем-нибудь материальном, что ему близко и дорого, к чему он так привязан. А Господь, видя его привязанность и желание оставаться в материальном мире, позволяет этому произойти, и тогда душа получает следующее материальное тело. Поэтому, чтобы этого не произошло, человеку необходимо повторять каждый день на четках Святые Имена Бога (джапа) полтора-два часа маха-мантру Харе Кришна и иметь бóльшую вероятность того, чтобы всегда помнить о Боге.
“Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это наисладчайшие имена Господа. В этой мантре нет молитвенной просьбы, но здесь содержится жажда по всем вкусам (расам), смешанным с глубокой привязанностью. Нет в ней и упоминания о могуществе Господа или о Его способности награждать освобождением. Эта мантра открывает только то, что душа испытывает неописуемое любовное влечение к Сверхдуше. Эти имена — мантра для тех, кто идет путем мадхурья-расы. Постоянное размышление об этих именах — это наилучший способ поклонения Господу. Все виды духовной деятельности подобных лебедям людей, такие как поклонение божеству, соблюдение обетов и изучение писаний, заключены в этих Святых Именах. Нет строго определенного времени или места для повторения этой мантры. Ее может повторять любой. Повторение этой мантры не обусловлено наставлениями гуру, или корыстным поклонением божеству. Люди подобные лебедям считают своим долгом принять прибежище в этих именах, одновременно принимая двенадцать постулатов, или истин, упомянутых ранее. Подобные лебедям люди из других стран, стоящие на ином социальном уровне и говорящие на ином языке, должны заимствовать эти святые имена в свои языки, обратившись к этой мантре. Это означает, что при повторении этой мантры нет нужды в сложных научных умозаключениях, бесполезных спорах или какого-либо рода прямой или косвенной молитве. Если и есть здесь место какой-либо молитве, то ею должна стать молитва человека об усилении его собственной любви к Богу”.
[Шри Кришна-самхита, введение – Бхактивинода Тхакур]
ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ
Господь Иисус сказал: «Боже мой, да святится имя Твое». Он хочет прославить Имя Господа. А некоторые говорят, что у Бога нет имени. Как же так? Если Господь Иисус говорит: «Да святится Имя Твое», — значит должно быть Имя. Имя есть, но он не обнародовал его, потому что люди того времени не были способны понять его — или была какая-то другая причина — однако он ясно говорит, что Имя есть.
Итак, мы проповедуем сознание Кришны: «Да святится Имя Твое. Мой Господь, Кришна, Божественная Личность, да будет прославлено Твое Имя». В этом суть нашего Движения. Это не секта… Это совершенно научное Движение, потому что в настоящее время мы все — совершеннейшие безбожники, мы забыли, Кто такой Бог, что уж говорить об Его имени.
Мы не верим в Бога, не то что в Его имя, славу, места, где Он являл Свои деяния, Его деяния, форму, качества. Откуда нам знать? Образовательной системы для обучения науке о Боге не существует. Наше Движение учит науке о Боге. И если вы принимаете имя Бога, Кришны, то вы — и это подтверждается и другими религиозными системами — тут же получаете возможность личного общения с Господом, потому что Бог абсолютен.
[публичная лекция Шрилы Прабхупады, 27 июня 1974 г. Мельбурн, Австралия]
Пусть же люди постоянно повторяют мантру Харе Кришна, тогда их демонические наклонности будут уничтожены
Кришна уничтожает демонов, стало быть, преданный тоже должен этим заниматься. Впрочем, поскольку в Кали-югу люди деградировали, Шри Чайтанйа Махапрабху из милости к ним не принес никакого оружия, чтобы истреблять их. Вместо этого Он хотел истребить их нечестивые, демонические привычки, распространяя сознание Кришны, любовь к Кришне. В этом цель Движения сознания Кришны. Пока демоническая деятельность на поверхности Земли не сведется к минимуму, никто не будет счастлив….
Пусть же люди постоянно повторяют мантру Харе Кришна, тогда их демонические наклонности будут уничтожены и эти люди, став совершенными преданными, будут счастливы как в этой, так и в следующей жизни.
[Шрила Прабхупада, Шримад Бхагаватам 10.1.64 (комментарий)]
ПРИЗЫВАЯ ИМЕНА БОГА
На данном этапе исторического развития человечества мы находимся в жесткой осаде. На что мы способны во времена отчаяния, когда все внутренние резервы истощены? Мы можем призвать имена Бога. Повторение святых имен во все времена и при любых обстоятельствах считается благоприятной практикой. В Коране (17.110) говорится: «Призови Аллаха или призови Всеблагого Бога, к какому бы Его имени ты не обратился, все они наилучшие». В Коране также утверждается, что в связи с тем, что все самые прекрасные имена относятся к Богу, мы должны обращаться к Нему этими именами. Зороастр напоминает нам о важности повторения святых имен, также как говорят об этом Бахаи, утверждающие, что имена Бога несут в себе наиболее могущественную звуковую вибрацию. Более того в Бхагавад-гите (10.26) Кришна обращается к Арджуне со словами: «Из жертвоприношений, Я – повторение имен Бога». Этот акцент на повторение имен Бога характерен не только для восточной традиции. «Книга Мормоны» наставляет нас призывать имя Бога утром, в обед и вечером. Библия (Римлянам 10:1) говорит, что всякий призывающий имя Божие спасется. В Псалмах (113:3) говорится, что с восхода до заката солнца мы должны восхвалять Бога. Здесь не говорится о времени, когда нам нечего положить в холодильник или когда нам вдруг захотелось, чтобы зарплата была повыше или же мы решили, что не можем обойтись без машины. Мы должны постоянно быть обращены лицом к Богу. Даже в нашей повседневной жизни мы зачастую пытаемся привлечь чье-либо внимание называя человека по имени. Например, стоит нам увидеть знакомого, пытающегося остаться незамеченным, и воскликнуть: «Женька, подожди минутку!» Мы привлекли его внимание. Или мы можем заметить слоняющегося без дела и пытающегося отлынивать от работы служащего нашего предприятия, который постоянно спит на рабочем месте. Если мы потеряем терпение, наблюдая за его ужасным поведением, мы можем назвать его по имени и сказать нечто наподобие: «Проснись! Ты беспробудно спишь целую неделю подряд! Ты и так спишь жизнь за жизнью, очнись хоть сейчас!» Хотя повторение святых имен обладает необычайным могуществом при следовании индивидуальной практике, повторение в обществе других преданных приносит еще большее сильный эффект. Когда мы в унисон с другими преданными призываем имя Бога, наш призыв многократно усиливается. Это еще раз демонстрирует важность общения и разнообразной совместной деятельности направленной на усовершенствование нашей духовной жизни и связью с высшей реальностью.
© Бхакти Тиртха Свами “Духовный воин 3”