«Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, – таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти»            [Бхагавад-гита, 12.6-7]

Бхакти-йога является верхней ступенью лестницы йоги. Сущность данного процесса в том, что человек обретает связь (йогу) с Абсолютной Истиной, Богом
через преданность и любовь. Слово бхакти можно также перевести как стремление к возвышенному, любовь, преданность, или преданное служение Господу.
Когда речь идет о чистом преданном служении, то в ведической литературе отмечается, что любовь – это не только эмоциональное состояние, но и активная
деятельность во имя объекта любви, в частности во имя Бога.
Бхакти – это активная деятельность, в которой человек проявляет свою любовь. Поэтому когда речь идет о любви, то предполагается, что она выражается в делах. Такая деятельность совершается посредством тела, речи и ума, находящихся в обусловленном состоянии. Когда душа пребывает в материальном теле, то она
использует его для того, чтобы выразить свою любовь. Тело и чувства задействованы в удовлетворении Бога: речь прославляет Бога, ум занят мыслями о Нем. Благодаря такому процессу живое существо обретает способность вернуться в духовный мир.
Внешне бхакти может иметь сходство с процессом поклонения полубогам (девам) и с его ритуалами. Но разница в том, что преданность Богу является чистой и немотивированной. То есть когда человек совершает служение Богу, он не желает чего-то взамен, а просто пытается так выразить свою любовь. Это возможно,
когда человек немотивированно совершает то или иное служение. Можно привести пример: мать заботится о своем ребенке, кормит его, пеленает, ухаживает за ним, не ожидая получить при этом что-либо взамен. Любовь матери в материальном мире является наиболее чистой по сравнению с другими проявлениями любви. Это в какой-то степени дает представление о том, какая любовь у живого существа должна быть по отношению к Верховной Личности Бога.
Те же, кто поклоняются полубогам, как правило, в большинстве своем движимы материальными желаниями и ищут выгоду взамен на то поклонение, которое совершают. Хотя и не все последователи, которые поклоняются полубогам, настолько эгоистичны и грубы. Тем не менее, тенденция такова, что, поклоняясь
полубогам, тщательно совершая церемонии ритуалы, эти люди желают получить что-то материальное взамен.
При практике же бхакти-йоги, чистое преданное служение характеризуется тем, что человек не просит и не ожидает взамен за свое служение ничего материального и даже духовного. Он совершает служение просто из любви. Но вначале практики бхакти сложно ожидать, что человек сразу достигнет чистоты в этом процессе. В ведах есть стих, в котором говорится, что обычно люди приходят к Богу, имея на
начальной стадии какие-то материальные желания. При этом дается классификация четырех типов людей, которые приходят к поклонению Богу, следуя процессу бхакти-йоги.
Первый тип – это те, кто испытывает страдания. Для того чтобы избавиться от страданий, такие люди обращаются к Богу. Второй тип – те, кто испытывают в чем-либо нужду, хотят обрести богатство, решить проблемы, с которыми сталкиваются. Третий тип – это те, кто любознательны; и четвертый тип – стремящиеся к познанию Абсолютной Истины. Все выше перечисленные являются
праведными людьми. Ведь для того, чтобы решить свои материальные трудности, удовлетворить любопытство и познать Абсолютную Истину, они обращаются к Богу. И это, несомненно, признак того, что такие люди являются добродетельными личностями. Есть и другие, которые для того, чтобы решить свои проблемы,
становятся на путь той или иной греховной деятельности. Но, как правило, вышеизложенные мотивы носят смешанную природу. Другими словами, у человека одновременно могут быть и трудности в жизни, и любопытство, и стремление к знаниям.
Существует определенная зависимость, описанная в ведической литературе: в соответствии со своими качествами, человек имеет и определенные выраженные мотивы. Например, те, кто обладают качествами рабочих, слуг (шудры), склонны приходить к Богу по причине того, что испытывают страдания в жизни. Имеющие качества торговцев, бизнесменов, банкиров (вайшйи), склонны приходить к Богу в случае, если испытывают нужду и хотят поправить свое материальное положение. Те, кто имеет качества лидеров, воинов и администраторов (кшатрии), могут выразить любопытство, чтобы познать Бога. Те же, кто по своей природе интеллигентны – священники, учителя, врачи (брахманы), стремятся к поиску Абсолютной Истины посредством обретения знания. Из всех четырех категорий те, кто стремятся к познанию Абсолютной Истины, являются наиболее возвышенными, поскольку стремятся к получению знаний о Боге.
Поэтому их положение наиболее устойчиво. Если человек обращается к Богу, приобретя знания, то он не просто будет действовать на основе сантиментов или своих личных интересов. Он сможет достичь более зрелой ступени, уровня совершенства.
В ведической литературе описывается девять ступеней преданного служения бхакти-йоги.
1. Шраванам – слушать о Боге, о Его святом имени, читать о Нем.
2. Киртанам – означает повторение. Человек рассказывает другим о Боге, а
также воспевает святые имена Бога.
3. Смаранам – означает памятование о Боге. Когда человек слушает и
повторяет, то естественным образом ему становится проще памятовать.
4. Пада-севанам – означает служить лотосным стопам Господа.
5. Арчанам – поклонение Богу.
6. Ванданам – означает возносить молитвы Господу, обращаться к Богу с молитвой.
7. Дасйам – означает стать слугой Господа и исполнять его приказы.
8. Сакхйам – означает считать Господа своим лучшим другом.
9. Атма-ниведанам – означает вручение себя самое Господу.
То есть служить ему телом, словами и умом, занимая все свои чувства, свою речь, ум и интеллект служению Богу.

«Сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Личности Бога, направь на Меня весь свой разум. Так ты будешь всегда жить во Мне, и в этом не может быть никаких сомнений» [Бхагавад-гита, 12.8]

Выполняя вышеперечисленные виды преданного служения, человек может достичь совершенства. Более того, это можно сделать, даже выполняя один, отдельно взятый, из них. В ведической литературе описываются личности, которые достигли совершенства, выполняя один из этих видов бхакти-йоги. С другой стороны, если человек занимается двумя или тремя видами преданного служения одновременно, то это даже ускоряет его духовное развитие и позволяет быстрее достичь совершенства. Важным моментом является то, что только с помощью бхакти-йоги человек может понять личностный аспект Абсолютной Истины, то есть понять Бога.
Посредством преданного служения человек избавляется от своих грехов, от накопленной кармы, поскольку именно наличие кармы заставляет человека оставаться в материальном мире, а душу переходить из тела в тело, оставаясь в колесе самсары. Но, занимаясь бхакти-йогой и достигнув совершенства в этом,
человек избавляется от необходимости снова рождаться и умирать. Даже, находясь в этом теле, он сможет достичь освобожденного состояния от материальных страданий. То есть для того, чтобы находиться в духовном мире, не обязательно оставлять материальное тело. Человек может, не имея духовного тела, находиться
еще в материальном мире для того, чтобы исполнить определенную миссию, возложенную на него Богом, а затем вернуться, оставив материальное тело, в духовный мир. Когда человек занимается этим процессом, он не знает потерь. И, если даже человек не достигает совершенства в своей практике в этой жизни, то, тем не менее, в следующей жизни он получает возможность продолжить процесс бхакти-йоги с прежнего уровня.
Получив благоприятные условия в следующей человеческой жизни, такая личность имеет больше возможностей для своего духовного прогресса уже с самого начала. Конечно же, не каждый сможет воспользоваться возможностями, которые он получает с рождения. Часто бывает, что люди, которые родились и выросли в богатых и обеспеченных семьях, сбиваются с правильного пути или погружаются в греховную деятельность. Говорится, что такие четыре препятствия, как аристократическое происхождение, красивая внешность, богатство и образование зачастую становятся настоящим проклятием. Ведь человек, получив все это,  начинает гордиться, и ему сложнее стать на путь преданного служения Богу.
Получив награду за свои прошлые благочестивые поступки, человек начинает заниматься той или иной греховной деятельностью. Но человек, который  занимается практикой бхакти-йоги, ничего не теряет. С одной стороны, он получает возможность быть обеспеченным материально, а с другой, обретает шанс дальше продолжать практику преданного служения.
В ведической литературе дается очень детальный анализ процесса преданного служения. И благодаря этому описанию, человек может достаточно хорошо ориентироваться как в теории, так и в его практике. Сам процесс описан предыдущими ачарийами, духовными учителями. Они следовали ему, в совершенстве освоили его и теперь объясняют, как идти по этому пути. Таким образом, человек получает возможность четко понимать конечную цель, к которой стремится, – развитие любви к Богу. Он также сможет видеть промежуточные ступени на этом пути. Ведь когда человек видит не только конечную цель, но и промежуточные стадии, тогда он имеет возможность понимать, на
каком этапе находится. Это позволяет ему укрепить свою веру.

«Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, – тот очень дорог Мне»   [Бхагавад-гита, 12.18-19]

Первая ступень называется шрадха, что переводится как вера. Когда человек только приступает к практике преданного служения, то у него появляется вера в процесс бхакти-йоги как тот, что позволяет достичь совершенства. Такого рода вера рождается из общения с теми, кто тоже движется по этому пути.                Вторая ступень называется садху-санга – общение с преданными. На этом этапе человек переходит к более непосредственному общению с людьми, с которыми он занимается духовной практикой служения Богу: задает вопросы, выслушивает ответы, общается, изучает книги.
Третья ступень называется бхаджана-крийа – непосредственно практика преданного служения. Она предполагает, что человек начинает следовать определенным правилам и предписаниям этого процесса.
Четвертая ступень называется анартха-нивритти – очищение от нежелательных привычек. На этой ступени человек начинает замечать в себе множество нежелательных качеств: гнев, жадность, вожделение, зависть, гордость и иллюзия. Следование принципам и правилам процесса преданного служения, приводит
к тому, что человек постепенно избавляется от этих нежелательных качеств. Это может произойти очень быстро, а может занять и не одну жизнь. То есть все зависит от того, насколько человек серьезен в этом процессе.
Пятая ступень – это ништха, что означает твердая вера. Благодаря практике процесса бхакти-йоги, человек избавляется не только от нежелательных качеств, но также и от влияния низких гун материальной природы, а именно: страсти и невежества.
Шестая ступень начинается с момента, когда человек постепенно поднимается на уровень ручи, что означает вкус. Со временем вера человека преисполняется вкусом к преданному служению.
То есть он развивает сильное стремление слушать о Господе и пересказывать услышанное. И это желание настолько сильное, что заставляет забыть о любых
других материальных вкусах. На этой ступени человек не ощущает усталости, он получает от этого все больше и больше удовлетворения, материальные
же аспекты отходят на второй план.
Седьмая ступень называется асакти – привязанность. Человек уже достигает большой привязанности и вкуса к слушанию, повторению святого имени Бога, к другим видам преданного служения. Духовные качества души проявляются в полную силу, а материальные качества – только изредка.
Восьмая ступень – это бхава, или экстатическая любовь к Богу. Человек, находясь на этом уровне, получает милость Бога посредством своей духовной энергии. Он полностью осознает свои вечные взаимоотношения с Ним и начинает видеть образ Господа в своем сердце. Другими словами, он получает откровение, благодаря которому осознает свое положение духовного существа.
Девятая ступень – самая высокая и называется према, или чистая любовь к Богу. На этой ступени все материальные осквернения исчезают без труда, и человек может не только видеть Бога, но и вступать с ним в непосредственное общение.

«Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения, сделав Меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне» [Бхагавад-гита, 12.20]

Далее в ведической литературе описывается, что постепенно, проходя эти ступени, и очищая свое сознание от материальных качеств, человек может достичь совершенства в обретении веры в Бога. Он получает возможность непосредственно общаться и обмениваться любовными взаимоотношениями с Ним.
Существуют пять видов взаимоотношений с Верховной Личностью Бога в рамках преданного служения, которыми живое существо может обладать в духовном мире с Богом. Первый вид – это нейтральные отношения. Второй вид – когда преданный
выступает в качестве слуги по отношению к Богу. Третий вид – это дружеские отношения с Богом. Четвертый вид отношений – это родительские отношения к Богу: забота о Нем, опека Его, служение Ему в умонастроении родителя. Пятый вид отношений – это супружеские взаимоотношения.
Ведическая литература описывает и дает очень подробную информацию как о практике преданного служения, так и о Верховной Личности Бога, Его качествах, отношениях с Его преданными. Это рисует перед нами достаточно яркую картину
духовного мира и пути, по которому идет человек, занимаясь преданным служением. Итак, процесс бхакти-йоги является наивысшим среди всех
практик йоги. Он особенно рекомендован для нашего века Кали-юги, являясь самым доступным, так как нет необходимости в предварительной квалификации. Достаточно просто небольшого желания, чтобы человек стал на этот путь. Суть процесса бхакти-йоги состоит в том, чтобы всегда помнить о Боге, и никогда о
нем не забывать.

Ведическая литература называет одну мантру маха-мантрой (великой мантрой). В «Кали-сантарана-упанишаде» говорится, что шестнадцать слов, составляющих ее – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – особенно рекомендуется в Кали-югу, век раздоров, тревог и лицемерия, в который мы живем.

Имя Кришна означает «всепривлекающий», Рама – «всерадующий», а Харе – это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, маха-мантра означает: «О всепривлекающий, о всерадующий Гсподь, о энергия Господа, прошу, позволь мне преданно служить Тебе». Для чтения маха-мантры Харе Кришна не существует строгих правил и ею можно заниматься где угодно и в любое время – дома, на работе, в автобусе или в метро, или даже за рулем автомобиля.