25 — Парама

темная половина месяца дополнительного месяца високосного года

Благословения:

  • уничтожает все грехи
  • дарует великое благословение радостной жизни и окончательного освобождения от рождения и смерти
  • дарует все необходимое в жизни: деньги, зерно, и, в конце концов, дает освобождение

История: о благочестивом брахмане по имени Сумедха и его жене Павитре, которая была очень целомудренна и предана своему мужу. Из-за накопленных в прошлой жизни грехов Сумедха не имел денег и зерна, и даже хотя он просил у многих людей пищу, жил впроголодь.


Жил когда-то в Кампилйе благочестивый брахман по имени Сумедха со своей женой Павитрой, которая была очень целомудренна и предана своему мужу. Из-за накопленных в прошлой жизни грехов Сумедха не имел денег и зерна, и даже хотя он просил у многих людей пищу, жил впроголодь. Он с трудом кормил, одевал и укрывал себя и свою прекрасную молодую жену, которая имела такой великолепный характер, что продолжала верно служить Сумедхе несмотря на его бедность. Когда к ним в дом приходили гости, Павитра всегда давала им еду, несмотря на то, что сама была часто голодна и ее прекрасное, подобное лотосу, лицо никогда не было хмурым. Голод делал ее слабой, но ее служение Сумедхе оставалось нерушимым.
Видя все это и жалуясь на свою неудачливую судьбу, Сумедха однажды сказал Павитре: «Моя дорогая жена, я прошу милостыню у богатых людей, а получаю всего лишь остатки. Что же мне делать? Как можно изменить наше положение? Где мне искать помощи? Без достаточного благополучия, дела домохозяина никогда не будут успешными. Поэтому позволь мне поехать в чужие края и приобрести достаток. Без усилий человек не сможет удовлетворить свои желания и потребности. Мудрые говорят, что предпринятая с энтузиазмом попытка всегда благоприятна«. Услышав такие слова от своего мужа, Павитра сложила ладони, ее глаза наполнились слезами, и она сказала ему с величайшим уважением и любовью, что нет более великого и ученого человека, чем ее муж. Тот, кто и в беде думает о чужом благополучии, говорит точно, как он сейчас. Однако, в священных писаниях сказано, что богатство, которое человек имеет в настоящей жизни, зависит от благочестивой деятельности в предыдущих жизнях и если он в предыдущих жизнях не раздавал милостыни, то он может,сидя даже на горе золота, равной Горе Сумеру, оставаться бедняком. Любое пожертвование в виде образования, денег, плодородных земель и так далее вернется к нему в будущих жизнях. Мы получаем то, что отдаем. Никто не получит никакого благополучия, если он не раздавал милостыню в предыдущей жизни. Так как мы сейчас бедны, значит в предыдущей жизни мы не давали милостыню бедным. Поэтому, мужу необходимо оставаться здесь с ней, так как она не сможет прожить без него и мгновения. Без мужа женщину не встретит ни ее отец, ни мать, ни брат, а также свекр или любой другой член семьи. Каждый скажет: «Ты потеряла своего мужа, несчастная!» Поэтому ее будут сурово осуждать. Поэтому необходимо удовлетвориться тем, что есть. То, что суждено, придет в свое время должным образом. Таким образом, Сумедха решил остаться в родном селении.

Однажды туда прибыл великий мудрец Каундинйа, и увидев его, брахман Сумедха и его жена предстали перед ним и выразили свое смиренное почтение. Со склоненной головой, Сумедха приветствовал его: «Мы очень счастливы приветствовать тебя здесь сегодня, о мудрейший из мудрецов«. Сумедха предложил Каундинйе Муни удобное сиденье и высоко превозносил его аскетизм и ученость. «Получив сегодня даршану с тобой — сказал Сумедха, — я стал очень удачлив«. Бедная чета брахманов накормила мудреца столь обильно и изысканно, как только могла, а после этого Павитра спросила его, что им необходимо делать, чтобы избавиться от бедности? Каким образом человек, не дававший милостыни в предыдущей жизни, может получить хорошую семью, благополучие и прекрасное образование? Она сказала, что муж хочет уехать в чужие края просить милостыню, а Павитра молит его остаться. Как освободиться от этих постоянных страданий, которые им доставляет бедность. Как найти средство, будь то место паломничества, или день, в который необходимо поститься, или аскеза, которую необходимо совершить, чтобы несчастье сгинуло навек.
Великий мудрец Каундинйа помолчал некоторое время, а затем сказал, что существует день поста, который очень дорог Верховной Личности Бога, Господу Хари. Пост в этот день уничтожает все грехи и уносит прочь все доставляемые бедностью страдания. Этот день поста, который наступает во время темной части дополнительного месяца високосного года, известен как Парама Экадаши. Это
высший день Господа Вишну. Этот Экадаши дарует все необходимое в жизни: деньги, зерно, и, в конце концов, дает освобождение. Когда придет вечер этого дня, надо начать петь славу Господу и танцевать в экстазе и продолжать всю ночь.
Этому священному дню однажды с великой верой следовал Господь Кувера. Господь Шива, увидев, как тщательно он постился, стал очень доволен и сделал Куверу казначеем небес. Также царь Харишчандра постился в этот Экадаши, в то время, как его жена и сын были проданы, и этим смог вернуть их. Потом он беспрепятственно правил царством. Затем он сказал Сумедхе, что в двадаши, на следующий день после Экадаши нужно соблюдать пост Панчаратрика в соответствии с правилами и предписаниями. Совершив рано утром омовение нужно поститься пять дней согласно своим возможностям. Тогда ты станешь достойным возвращения домой, в обитель Господа Вишну.
Человек, который поступит так хотя бы один раз, попадет на небесные планеты. Тот, кто хорошо кормит достойного брахмана в эти пять дней, получает результат, как если бы он накормил всех полубогов, людей и даже демонов. Тот, кто пожертвует в эти пять дней роста кувшин воды брахману, обретет благо, равное награде за пожертвование всей земной планеты. Каждый, кто даст ученому человеку горшок, наполненный зернами кунжута, будет жить на небе столько лет, сколько зерен в горшке. Жертвующий горшок, наполненный золотым гхи, несомненно отправится в обитель бога солнца, полностью насладившись на этой Земле. Воздерживающийся эти пять дней от секса обретет небесное счастье и будет наслаждаться с девами Индрадоки. Поэтому нужно и Сумедхе и Павитре, — поститься эти пять дней Панчаратрики, чтобы получить в награду обилие зерна и богатство на всю оставшуюся жизнь на этой планете, после чего их жилищем будет духовный мир.
Выслушав этот великий совет, чета брахманов, Сумедха и Павитра, правильно соблюдали пост Панчаратрика в Парама Экадаши и вскоре увидели прекрасного принца, пришедшего к ним из царского дворца. По приказу Господа Брахмы принц дал им чудесный, изысканно обставленный дом и пригласил их жить в нем. Похвалив их аскетизм и терпение, он дал им для жизни все селение, после чего вернулся во дворец. Так Сумедха с женой насладились всеми благами этого мира, а впоследствии отправились в обитель Вишну.
Каждый, кто соблюдает пост в Парама Экадаши, а также пост Панчаратрика, освобождается от всех своих грехов, и, насладившись жизнью здесь, возвращается на Вишнулоку, как брахман Сумедха со своей преданной женой Павитрой. Невозможно сосчитать благо, обретаемое постом в Парама Экадаши, ибо соблюдение его равно омовению в таких местах паломничества, как озеро Пушкара и река Ганга, раздаче коров в милостыню и совершению всех других религиозных действий. Тот, кто постится в этот день, уже совершил подношения предкам в Гайе. Он обретает ту же награду, что и от поста во все другие благоприятные дни.
Как среди варн лучшей считается брахманическая, как среди четвероногих наилучшая — корова, как лучшим из полубогов является Господь Индра, так среди месяцев наилучший — дополнительный месяц високосного года. Говорится, что пост Панчаратрика, пост пяти дней дополнительного месяца, устраняет все виды отвратительных грехов. Но пост Панчаратрика, вместе с постом в Парама Экадаши и Падмини Экадаши разрушает все грехи человека. Если кто-то не может поститься все эти дни, он должен соблюдать пост в дополнительный месяц согласно своим возможностям. Принявший человеческое рождение, но не совершающий правильного омовения в дополнительный месяц и не соблюдающий этот Экадаши, который очень дорог Господу Хари, совершает самоубийство и будет страдать, рождаясь среди 8.400.000 видов живых существ. Редкая человеческая жизнь предназначена для обретения благословения и последующего освобождения. Поэтому надо во всех смыслах соблюдать пост в этот благоприятный Парама Экадаши.

Чанакйа Пандита говорит: «Без достатка жизнь домохозяина бесполезна«.
Священные писания утверждают: «Предпринимающий попытку с энтузиазмом несомненно достигнет успеха, но говорящий только «Я принимаю свой жребий» — лентяй«.
Ведические писания утверждают:
«Трансцендентное знание, духовное образование, удовлетворение богатством и наслаждение членов семьи получает тот, кто обильно раздавал милостыню. Все хорошее, сделанное человеком, возвращается к нему в большей степени«.
Нити-шастра говорит: «Без правильной зашиты и поддержки не могут жить следующие три: ученый человек, женщина и ползучее растение«.

В Гаруда Пуране говорится:
«Целомудренная женщина всегда думает, что служить своему мужу, утверждающемуся в духовном — это ее небесное наслаждение, высшая обязанность и величайшая аскеза. Если ее муж доволен, она думает, что доволен Всевышний Господь и все полубоги. Всевышний Господь вмещает всех полубогов«.