23 — Рама

темная половина месяца картика (октябрь-ноябрь)

Благословения:

  • мгновенно уничтожает величайшие грехи и позволяет войти в духовную обитель
  • достигнет освобождения от греха убийства брахмана
  • кто слушает прославление этого священного дня, Рама Экадаши, освобождается от всех грехов и достигнет верховной обители Господа Вишну

История: о Шобхане, зяте царя Мучукунды, который посетил дворец своего тестя в благоприятный день Экадаши, который был физически слаб и не способен подвергаться аскезе в течение целого дня. Хотя Шобхана и умер, соблюдая Экадаши, благословение, обретенное им, позволило ему после смерти стать правителем царства, находящегося на вершине горы Мандарачала, но этот город был временен и эфемерен.


Рама Экадаши наиболее благоприятен, так как мгновенно уничтожает величайшие грехи и позволяет войти в духовную обитель.

В былые времена жил знаменитый царь Мучукунда, друживший с Господом Индрой — царем небес, а также с Ямараджей, Варуной и Вибхишаной, благочестивым братом демона Раваны. Мучукунда всегда говорил правду и постоянно совершал Шиве преданное служение. Так как он правил в соответствии с религиозными принципами, в его царстве не было беспокойств.
Мучукунда назвал свою дочь Чандрабхагой, в честь священной реки, и отдал ее замуж за Шобхану, сына Чандрасены. Однажды Шобхана посетил дворец тестя в благоприятный день Экадаши. Это посещение встревожило жену Шобханы Чандрабхагу, так как она знала, что ее муж был физически слаб и не способен подвергаться аскезе в течение целого дня, то она сказала мужу, что ее отец очень строг к соблюдению Экадаши. Он в дашами, день перед Экадаши, бьет в большую литавру и проозглашает: «Никто не должен есть в Экадаши, день Господа Хари!» Когда Шобхана услышал звук литавры, он сказал своей жене: «Что мне теперь делать? Пожалуйста, скажи мне, как я могу сохранить себе жизнь и одновременно исполнить наказ твоего отца?»
Чандрабхага ответила, что в доме ее отца никто, даже слоны и лошади, не говоря уже о людях, не едят в день Экадаши. Даже животные не едят зерна, листья, солому и даже не пьют воду. Принц Шобхана знал, что если съест хоть что-нибудь, то ему придется уйти отсюда, поэтому решил поститься в священный день Экадаши, какова бы ни была его судьба.
Решив так, Шобхана пытался поститься в Экадаши, но он невыносимо страдал от острого голода и жажды. Наконец солнце зашло на западе, и священная ночь осчастливила всех вайшнавов. Все преданные возрадовались, прославляя Господа Хари и бодрствовали всю ночь, но для принца Шобханы эта ночь стала невыносимой. Поэтому и, когда солнце взошло на двадаши, Шобхана был уже мертв.
Царь Мучукунда принял участие в похоронах своего зятя, положив в костер огромную охапку дров, но приказал своей дочери Чандрабхаге не идти на погребальный костер вместе с мужем. Так Чандрабхага, после соблюдения всех очистительных обрядов в честь своего мужа, стала жить в доме отца.
Хотя Шобхана и умер, соблюдая Экадаши, благословение, обретенное им, позволило ему после смерти стать правителем царства, находящегося на вершине горы Мандарачала. Это царство было подобно городу полубогов: ослепительно сияющее, с бесчисленными драгоценностями в стенах его домов. Столбы были сделаны из рубинов и повсюду сверкало золото и бриллианты. Царь Шобхана сидел на троне под чистым белым балдахином и слуги обмахивали его опахалами из хвостов яка. Великолепная корона покоилась на его голове, прекрасные серьги украшали уши, ожерелье украшало шею, а разукрашенные драгоценными камнями браслеты обвивали его руки. Ему служили гандхарвы (лучшие небесные певцы) и апсары (небесные танцовщицы). Воистину, он стал вторым Индрой.
Однажды брахман по имени Сомашарма, живший в царстве Мучукунды, странствуя по различным местам паломничества, очутился в царстве Шобханы. Брахман увидел Шобхану во всей его блестящей славе и подумал, что он мог бы быть зятем его царя Мучукунды. Когда Шобхана увидел брахмана, то он немедленно поднялся с трона и приветствовал его. Почтительно поклонившись, он спросил брахмана о благополучии и здоровье его (Шобханы) тестя, своей жены и всех жителей города.
Сомашарма ответил, что все хорошо в царстве его тестя Чандрабхаги и другие члены семьи чувствуют себя хорошо. Он был удивлен, увидев Шобхану здесь и сказал, что никто никогда не видел такого прекрасного города, как этот.
Царь Шобхана ответил, что за соблюдение Рама Экадаши ему было дано правление этим великолепным городом, но при всей своей грандиозности, этот город временен и эфемерен. И он попросил Сомашарму исправить этот недостаток, чтобы сохранить его красоту и славу постоянно.
Брахман спросил: «Почему это царство непрочно и как его утвердить? Пожалуйста, объясни мне это, а я постараюсь тебе помочь«. Причиной временного существования города явилось то, что Шобхана постился в Экадаши без должной веры. Поэтому он попросил рассказать об этом своей жене, прекрасной дочери царя Мучукунды.
Брахман возвратился в город и рассказал все Чандрабхаге, которая и удивилась, и обрадовалась, услышав такие новости, поэтому она надеется, что найдет способ сделать город ее мужа вечным.
Чандрабхага сказала: «О мудрец, пожалуйста, приведи меня к моему мужу сейчас же, я жажду увидеть его снова! Я смогу сделать его царство вечным, так как я имею благословение, полученное постами во все Экадаши моей жизни. Пожалуйста, соедини нас вновь как можно скорее. Сказано, что тот, кто соединит людей, находящихся в разлуке, обретет великое благо«.
Брахман Сомашарма затем повел Чандрабхагу в лучезарное царство Шобханы. До того, как вступить в него, они остановились у подножия горя Кандарачалы в священном ашраме Вамадевы. Вамадева воспел гимны из Вед и окропил священной водой Чандрабхагу, выслушав ее историю. Под воздействием этих священных обрядов риши, благо, полученное ею во время постов в течение стольких Экадаши, сделало ее тело трансцендентным. В экстазе, с сияющими от удивления глазами, Чандрабхага продолжила путь.
Когда Шобхана увидел свою жену, приближающуюся к нему на вершину горы Мандарачала, он наполнился радостью и вскричал от счастья. Когда она подошла, он посадил ее слева от себя, и она сказала ему: «Выслушай, я скажу тебе нечто, что тебе очень поможет. С восьмилетнего возраста я регулярно и с верой соблюдаю пост в каждый Экадаши. Если я перенесу на тебя все обретенное мною благословение, то твое царство вскоре обретет вечность, а его процветание будет возрастать и возрастать, пока не наступит великое изобилие!»
Таким образом Чандрабхага, имеющая чудесное трансцендентное тело, на котором были прекраснейшие украшения, в конце концов насладилась миром и счастьем со своим мужем. Благодаря могуществу Рама Экадаши Шобхана обрел царство на вершине горы Мандарачала, способное выполнить все его желания и дарующее вечное счастье, подобно корове Кама-дхену.
Каждый, следующий священному Экадаши и в светлую и в темную половину каждого месяца, несомненно освобождается от греховных реакций, даже таких, как убийство брахмана. Не надо делать различия между днями Экадаши светлой и темной части месяца. Оба они могут даровать наслаждения в этом мире и освободить даже наиболее греховные и падшие души. Так же, как и черные и белые коровы дают равное количество молока, так темные и светлые Экадаши даруют одинаковое благо и, в конце концов, освобождают от цикла рождений и смертей. Каждый, кто просто слушает прославление этого священного дня, Рама Экадаши, освобождается от всех грехов и достигнет верховной обители Господа Вишну.