16 — Шайана

светлая половина месяца ашадха (июнь-июль)

Благословения:

  • уничтожает даже тягчайшие грехи и исполняет все желания
  • слушание этого повествования разрушает все виды грехов и устраняет все препятствия на пути духовного совершенствования
  • дарует совершенство тому, кто искренне соблюдает его
  • дарует все виды счастья, а также и высшее освобождение
  • читающий или слушающий о его славе становится полностью безгрешен

История: о том как в государстве праведного царя Мандхаты из-за грехов одного шудры, незаконно совершающего ритуал аскезы и епитимьи в его царстве три года была засуха.


Ашадха-шукла Экадаши также прославлен как Падма Экадаши, и также как Дева-шаяни Экадаши

Был когда-то в солнечной династии святой царь по имени Мандхата. Будучи правителем, он всегда стоял за истину и заботился о подданных как о своих детях. Благодаря его благочестию и большой набожности, в царстве не было эпидемий, засухи и каких-либо болезней. Все подданные были не только свободны от беспокойств, но и очень богаты. В собственной сокровищнице царя не было денег, добытых нечестным путем, и правил он счастливо много лет.
Однако однажды из-за каких-то грехов в его царстве три года была засуха. Подданные почувствовали себя окруженными голодом. Отсутствие зерна сделало невозможным совершение ведических жертвоприношений, предложение подношений предкам и полубогам, проведение ритуального поклонения к даже изучение ведической литературы. В конце-концов они все пришли к своему возлюбленному царю и смиренно стали просить его помощи, так как в этом мире каждому нужна вода и без нее почти каждый становится плох или умирает. Веды называют воду нара, и так как Верховная Личность Бога спит в воде, Его называют Нараяна. Бог творит себе обитель в воде и отдыхает там. В виде туч Всевышний Господь находится в небесах и проливает дождь, от которого растет хлеб, поддерживающий все живые существа. А засуха привела к большой нехватке хлеба и люди стали страдать и население уменьшаться. Подданные царя попросили найти какое-то решение этой проблемы и принести вновь им мир и благоденствие.
Священные писания очень серьезно обсуждают это: если царь безбожен, то и он, и его подданные страдают. Царь просмотрев свое прошлое и настоящее не обнаружил своего греха. Однако для блага подданных он захотел исправить положение.
Царь Мандхата собрал свою армию и отправился в лес. Он странствовал там и тут, навещал великих святых в их ашрамах и спрашивал о том, как избавить свое царство от бедствия. В конце концов он пришел в ашрам Ангиры Муни, от которого во все стороны исходило сияние. Сидящий в своем уединенном жилище, он казался вторым Брахмой. Царь Мандхата был очень рад видеть этого великого святого, полностью управлявшего своими чувствами.
Царь сразу же спешился и выразил стопам Ангиры Риши глубочайшее почтение. Затем царь сложил ладони и молился о его благословении. Тот ответил, благословив царя священными мантрами; затем он спросил его о благополучии семьи и семи составляющих царства.
Рассказав святому о семи составляющих царства, царь Мандхата спросил о благоденствии самого святого. Затем Ангира Риши спросил царя, почему тот предпринял такое трудное путешествие через лес. А царь рассказал о бедствии своего царства и попросил помощи избавить подданных от страданий.
Ангира Риши рассказал царю, что в его царстве есть один шудра, незаконно совершающий ритуал аскезы и епитимьи, и из-за этого нет дождя на его земле. Поэтому царь должен наказать его смертью, уничтожить этим осквернение и вернуть мир подданным. Но царь Мандхата не захотел убить совершающего аскезы шудру и потому попросил дать ему какое-нибудь другое решение.
Великий святой Ангира сказал: «О царь, ты должен поститься в Экадаши светлой половины месяца ашадха. Этот благоприятный день называют Падма Экадаши и его силой изобилие зерна конечно же вернется в твое царство. Этот Экадаши дарует совершенство тому, кто искренне соблюдает его, устраняет все виды плохих элементов и разрушает все препятствия на пути к совершенству. Поэтому твоим приближенным и подданным необходимо соблюдать пост в этот священный Экадаши для того, чтобы в царстве беспрепятственно вернулось благополучие«.
Царь поклонился мудрецу и вернулся в свой дворец. Когда настал Падма Экадаши, царь Мандхата собрал всех брахманов, кшатрий, вайшйев и шудр своего царства и приказал им строго соблюдать этот важный день поста. После поста пошел дождь, как и предсказал святой, обильный урожай принес богатую жатву. Милостью Всевышнего Господа Хришикеши, владыки чувств, все подданные царя Мандхаты достигли высшего счастья и процветания.

Три вещи не могут существовать без воды: жемчуг, человеческие существа и мука. Естественным свойством жемчуга является блеск, которым он обязан воде. Сущность человека — его семя, основным компонентом которого является вода, и без воды мука не может превратиться в тесто и быть приготовлена для еды.
Семь составляющих владений царя: сам царь; его министры; его сокровищница; его армия; его союзники; брахманы, проводящие в царстве жертвоприношения; и нужды подданных.