14 — Нирджала

светлая половина месяца джйештха (май-июнь)

Благословения:

  • получает воздаяние всех Экадаши года
  • освобождает от последствий всех грехов
  • станет великим и достигнет всего: богатства, силы и здоровья
  • в страшный момент смерти ужасные ямадуты не смогут приблизиться к человеку, который постился в этот Экадаши
  • достигнет высшей обители Господа Вишну
  • освобождает от ужасного греха убийства брахмана, употребления алкоголя, зависти к своему духовному учителю и невниманию к его наставлениям, а также лжи
  • достигнет освобождения от повторяющихся рождений и смертей и попадет в высшую обитель
  • кто просто слушает это прославление, также попадет в трансцендентную обитель Господа Шри Вишну

История: О Бхимасене, младшем брате Махараджи Юдхиштхиры, который не мог жить без еды, потому что голод был невыносим для него и он хотел бы узнать, как достичь результатов всех Экадаши, не соблюдая их в течение года.


Однажды младший брат Махараджи Юдхиштхиры, Бхимасена спросил великого мудреца Шрилу Вйасадеву, деда Пандавов о том, или возможно вернуться в духовный мир без соблюдения всех правил и предписаний постов Экадаши. Бхимасена сказал, что все его родные строго следуют всем предписаниям и правилам этого святого дня, но он не может жить без еды, потому что голод невыносим для него и он хотел бы узнать, как достичь этого же результата без поста.
Выслушав эти слова, Шрила Вйасадева ответил: «Если ты хочешь попасть на небесные планеты и избежать адских планет, тебе конечно же надо соблюдать пост как в светлые, так и в темные Экадаши«. На что Бхима сказал, что не сможет жить, если не поест хотя бы раз в день, так как его желудок сожжет изнутри огонь, называемый арика, огонь пищеварения и он способен поститься только один раз году.
Шрила Вьясадева ответил, что в Кали-югу никто не сможет выполнить все эти обязанности должным образом. И, тем не менее, можно самой малой степенью аскезы извлечь максимальную пользу и, в конце концов, достичь счастья. Суть описанного в ведической литературе, называемой Пураны, состоит в том, чтобы отказаться от пищи как в Экадаши темной, так и светлой половины месяца.
Выслушав слова Вйасадевы, Бхимасена, сильнейший из воинов, пришел в ужас и затрясся, как баньяновый лист при сильном ветре. Испуганный, он спросил: «Что же мне делать? Ведь я не смогу круглый год голодать дважды в месяц. Прошу тебя, назови один день, голодая в который, я получу наибольшее благо!»
Вйасадева ответил: «Тогда ты должен поститься, избегая даже воды, в Экадаши, приходящий в светлую половину месяца джйештха (май-июнь), когда солнце проходит через знаки Близнецов и Тельца. В это же время нельзя есть что-либо: если этого не выполнять, пост будет нарушен. Если попытаться очень строго провести этот пост, то легко можно достичь успехов в соблюдении всех двадцати четырех Экадаши целого года«.
В Кали-югу — век ссор и лицемерия, когда все ведические принципы будут уничтожены или в высшей степени ограничены, и когда не будет правильного пожертвования и соблюдения древних ведических церемоний можно будет очиститься через посты в дни Экадаши и освободиться от всех своих прошлых грехов.
Каждый, кто соблюдает этот Экадаши, получит то же воздаяние, что и совершающий омовения во всех местах паломничества, раздающий все виды милостыни и соблюдающий все темные и светлые Экадаши.

Когда Пандавы услышали о благах, которые достигаются соблюдением Джйештха-шукла Экадаши, они решили соблюдать его точно так, как Шрила Вйасадева объяснил их брату Бхимасене. Все Пандавы соблюдали его, воздерживаясь от пищи и воды, а поэтому этот Экадаши теперь называют Пандаванирджала двадаши.
Соблюдение только одного этого Экадаши приведет человека в высшую обитель Шри Вишну. Если кто-то жертвует в этот день золото, одежду или что-нибудь еще, воздаяние, им получаемое, — вечно. Тот, кто съест хоть зернышко в этот Экадаши, оскверняется грехом, и грехом является любая еда, за исключением освященной пищи (прасада), приготовленной для Господа без зерно-бобовых. Из-за этого он уже становится собакоедом и после смерти будет страдать на адских планетах.
Соблюдающие этот пост и поклоняющиеся Всевышнему Господу Джалашайи (Тому, Кто спит в воде), и подносящие на следующий день достойному брахману лучшие сладости и жертвующие коров и деньги, будут настолько угодны Всевышнему Господу Васудеве, что все их предки попадут в обитель Господа, даже если они были грешниками, имели дурной характер или даже были самоубийцами.
Тот, кто в этот день даст брахману кувшин, зонт или обувь, попадает на небеса.
После соблюдения этого поста Экадаши и раздачи в милостыню рекомендованных предметов согласно своим возможностям, человек должен накормить брахманов и затем молча вкусить прасад.