04 — ПУТРАДА

светлая половина месяца пауша (декабрь-январь)

Благословения:

  • разрушает все грехи и поднимает в духовную обитель
  • устраняет все грехи и делает человека прославленным и ученым
  • исполняет все желания
  • получит сына и после смерти достигнет освобождения
  • слушающий о славе этого Экадаши, получит благо, равное подношению коня

История: о царе Махарадже Сукутумана и его жены Шайбйи, страдающих от того, что у них не было сына


В царстве Бхадравати, которым правил царь Сукутуман, а его царицей была достойная Шайбйа не было наследника-сына, поэтому он долгое время пребывал в беспокойстве, думая кто продолжит его династию. Таким образом, в религиозном умонастроении, он долго размышлял, что ему делать. Ничто не радовало царя Сукутумана в его царстве, и вскоре он стал проводить все больше и больше времени вне дворца и жены, уныло размышляя только о том, как получить сына.
Царь и царица пребывали в великом беспокойстве и даже когда предлагали подношение воды предкам (тарпана), их семейное несчастье заставляло воспринимать ее столь же непригодной для питья, как кипящая вода. Они думали о том, что у них нет потомков, которые предлагали бы им тарпану, когда они умрут. Они особенно огорчались, узнав, что их предки тревожатся тем, что вскоре некому будет предлагать им тарпану.
Узнав о несчастье своих предков, царь и царица страдали все больше и больше. Ни министры, ни друзья, ни даже любимые люди не могли их утешить. Царю были не милы ни слоны, ни кони, ни пехота; в конце концов он стал практически бездеятельным и беспомощным.
Царь думал, что без сына брак бесполезен. И сердца, и великолепный дом семейного человека, не имеющего сына, остаются пустыми и жалкими. Лишенный сына, он не может отдать долг предкам, полубогам и другим людям. Поэтому каждый семейный человек должен стараться иметь сына. Так он станет прославляем в мире, а впоследствии достигнет небесной обители. Сын – доказательство благочестивой деятельности, совершаемой человеком в сотне прошлых жизней: такой человек получает долгую жизнь в этом мире, хорошее здоровье и достаток. Обретение в этой лизни сыновей и внуков свидетельствует о поклонении в прошлом Господу Вишну, Верховной Личности Бога. Великое благословение сыновьями, богатством и острым умом можно получить лишь поклонением Всевышнему Господу, Шри Кришне.
Думая так, царь не находил покоя. Он пребывал в беспокойстве день и ночь, с утра до вечера. С самого вечера, когда он ложился спать, и до восхода солнца, его сон был полон великого беспокойства. Непрерывно страдая от тревоги и беспокойства, царь Сукутуман решил было самоубийством положить конец страданиям. Но осознав, что самоубийство ведет к последующему рождению в адских условиях, он отбросил эту мысль. Видя, что всепоглощающим беспокойством он постепенно разрушает себя, царь оседлал коня и один поехал в густой лес. Никто во дворце, даже священники (брахманы), не знали, куда он отправился.
В том лесу, населенном птицами, оленями и другими зверями, царь Сукутуман бесцельно бродил, замечая различные деревья и кусты. Все было чудесно украшено плодами и цветами. Он близко видел оленей, тигров, диких кабанов, львов, обезьян, змей, огромных слонов, слоних со слонятами. Там были коровы, шакалы, кролики, леопарды и бегемоты. Видя всех этих зверей, окруженных самками и отпрысками, царь вспомнил свой зверинец, особенно дворцовых слонов, и так опечалился, что рассеянно подошел очень близко к зверям.
Вдруг царь услышал вдалеке завывание шакала. Испугавшись, он стал бродить вокруг, озираясь по сторонам. Вскоре настал полдень и царь начал уставать. Его измучили голод и жажда. Он подумал: «Какой грех мог я совершить, что сейчас я вынужден так страдать от горящего и пересохшего горла? Я угождал полубогам многочисленными огненными жертвоприношениями и богатым преданным служением. Я приносил из милости много даров и очень вкусных лакомств всем достойным брахманам. И я заботился о своих подданных, как о своих собственных детях. Почему я так страдаю? Какой неизвестный греховный поступок стал мучить меня на этом ужасном пути‘»
Погруженный в эти мысли, царь Сукутуман брел вперед и, возможно, благодаря своим благочестивым поступкам он натолкнулся на красивый пруд, который был похож на знаменитое озеро Макасаровара. Он был заполнен обитателями, включая крокодилов и множество разнообразных рыб и украшен лилиями. Прекрасные лотосы распустились на солнце; лебеди, журавли и утки счастливо плавали в воде. Поблизости было множество привлекательных ашрамов, где жило много святых и мудрецов, которые выполняли желания всякого. Они желали добра каждому человеку. Когда царь увидел все это, его правая рука и глаз начали трепетать, – знак того, что должно произойти что-нибудь благоприятное. Как только царь сошел со своего коня и встал перед мудрецами, сидевшими на берегу пруда, он увидел, что они воспевали святые имена Бога на четках. Царь почтительно поклонился и, соединив ладони, прославил их. Он был очень рад находиться в их обществе. Предложив поклоны, царь представился им; мудрецы спросили почему он пришел сюда и чего он хочет.
Царь спросил, кто они и почему пришли в это прекрасное место? На что мудрецы ответили, что они Вишведевы и пришли сюда, к этому прелестному пруду, чтобы искупаться. Через пять дней наступит месяц магха, а сегодня известный Путрада Экадаши и тот, кто желает сына, должен строго соблюдать этот пост.
Истинное значение Путрады в том, что он дает сына и по милости Господа Кешавы каждый, несомненно, может получишь сына.
По совету Вишведевов царь соблюдал этот благоприятный пост в день Путрада Экадаши согласно всем установленным правилам и предписаниям, а на двадаши, прервав пост, он вновь и вновь почтительно предлагал свои поклоны всем мудрецам.
Вскоре после того, как Сукутуман вернулся в свой дворец, царица Шайбйа забеременела, и точно так, как предсказали Вишведевы, у них родился прекрасный сын. В свое время он стал известен как принц-герой, и царь с радостью оказал своему благородному сыну милость, сделав его своим наследником. Сын Сукутумана очень добросовестно заботился о своих подданных, словно они были его собственными детьми.
Чанакйа Пандит говорит: «Истина – это моя мать, знания – мой отец, мой профессиональный долг – это мой брат, спокойствие – моя жена, а всепрощение – мой сын. Эти шестеро – члены моей семьи«.